SCANIA На фоне известных в всем мире тяжелых грузовиков Scania автобусы этой марки встречаются крайне редко, хотя их производство началось на фирме еще в 20-е годы. Дело в том, что Scania выпускает собственные комплектные автобусы в весьма ограниченных количествах. Она изготовляет в основном шасси, на которых другие специализированные фирмы устанавливают различные пассажирские кузова. Заводы по сборке автобусов и шасси Scania действуют также в Аргентине, Бразилии, Дании и Польше. Автобусы для концерна Scania - это, прежде всего гамма 2- и 3-осных высококачественных шасси, поступающих для дальнейшей доработки на различные кузовные фирмы. Как и грузовики, автобусные шасси имеют сложную маркировку, состоящую из набора букв и цифр. Первая буква индекса N. К, L, или F означает шасси с задним поперечным, продольным вертикальным, продольным наклонным или передним расположением двигателя. Последующие цифры, как и у грузовиков, указывают на округленный рабочий объем двигателя (9, 11, 12 л) и порядковый номер семейства (3 или 4). Многочисленные следующие буквы означают: С - 2-осное шасси. А - сочлененное, Т - с третьей ведомой осью (6x2), D -для 2-этажных автобусов, Н - для тяжелых условий работы, А - передняя независимая подвеска. В - задняя неразрезная ось, L - низкорамное шасси и т.д. Все шасси сварены из П-образных профилей из нержавеющей стали, имеют пневматическую подвеску, гидроусилитель рулевого управления. АБС и ASR. В конце 90-х годов индексация шасси была упрощена и стала более обобщенной: в программе остались фактически только шасси серий L и К. Заднее наклонное расположение двигателя (серия L) позволяет создавать городские низкорамные и междугородные автобусы с высотой расположения пола 850-950 мм, получившие теперь индекс UB (Urban Bus), IB (Intercity Bus) и IL (Intercity Line). Заднее вертикальное размещение силового агрегата (серия К) рассчитано на пригородные автобусы с расположением салона на высоте до 1100 мм (вариант IB) или туристские машины серии High Decker, имеющие индекс ЕВ (Express Bus). Для низкорамных машин теперь созданы специальные несущие кузова, для которых принят индекс CN. Все шасси предлагаются в вариантах 4x2 или 6x2, оснащаются двигателями рабочим объемом 9, 11 и 12 л (8974. 10641, 11705 см3) мощностью от 220 до 420 л.с., механическими 7- или 8-ступенчатыми коробками передач, 4- или 5-ступенчатыми автоматическими с гидродинамическим тормозом-замедлителем. Большинство применяемых на них двигателей удовлетворяет нормам Euro 3. Такие шасси позволяют создавать необъятную гамму различных автобусов длиной 10-15 м и полной массой 19,5-26,5 т, обеспечивая очень низкий уровень шума - всего 77 дБ (А). В конце 90-х годов фирма выпустила серию комплектных 12-метровых многофункциональных автобусов Omni с кузовами модульной конструкции, получивших переднюю облицовку, названную "улыбающейся". От нее вскоре пошла мода на такой оригинальный стиль оформления. Городской низкорамный 3-дверный автобус OmniCity CN94 оснащен полностью алюминиевым кузовом: его основание в виде продольной силовой балки, поперечины и каркас собраны на болтах из алюминиевых П-образных профилей, крыша и боковая облицовка тоже алюминиевые, но передняя и задняя панели стеклопластиковые. В задней части кузова поперечно с наклоном 60"назад расположены двигатели объемом 9 или 11 л мощностью 220-260 л.с. и автоматическая 4-ступенчатая коробка передач. Один из двигателей в 230 л.с. рассчитан на работу на этаноле. Автобус укомплектован всеми дисковыми тормозами, 3-кон тур, но и тормозной системой с АБС и индикатором износа накладок, гидравлическим тормозом-замедлителем, установкой микроклимата в кабине водителя. Пригородный автобус OmniLmk отличается от городского только двигателем, установленным сзади продольно с углом наклона 60:. Близкий к ним по конструкции пригородный 2-дверный вариант OinniLine IL94, впервые показанный на салоне во Франкфурте-на-Майне осенью 2000 года, смонтирован на шасси L94IB и снабжен алюминиевым каркасным кузовом с высотой расположения пола салона 860-960 мм над поверхностью дороги. В задней части продольно с наклоном 60° установлены 9-литровые двигатели мощностью 230-300 л.с., работающие. С автоматической 5-ступенча-той коробкой передач. На основе городского одиночного автобуса выпускается сочлененный вариант OmniCily CN94UA (6x2) длиной 18 м, укомплектованный моторами в 230-260 л.с. и автоматической 4- или 5-Сту-пенчатой трансмиссией. Его максимальная скорость достигает 102 км/ч. Давняя кооперация с испанской кузовной фирмой Irizar привела к созданию комплектного автобуса Scania Century 3000, смонтированного на шасси К124 (4x2 или 6х2| и соответствующего всем нормам Западной Европы и США Его дизайн сочетает аэродинамичную форму, свойственную фирме Irizat. с "фирменным" стилем "улыбка", созданном на Scania. Автобус с числом посадочным мест до 57 предлагается в нескольких вариантах длины - от 10.7 до 15 м, с габаритной шириной 2550 мм и высотой 3700-3900 мм. Внутренняя высота салона -2050 мм. Кузов оснащен периферийным поясом безопасности, а его наиболее уязвимые нижние элементы выполнены из нержавеющей стали. В задней части шасси продольно размещаются вертикальные двигатели рабочим объемам 9. 11 и 12 л мощностью от 300 до 420 л.с. в блоке с механической 8-сту-пенчатой коробкой передач ZF. Шасси оборудовано всеми дисковыми тормозами, индивидуальной пневматической подвеской каждого переднего колеса, гидроприводом для управления неведущими колесами третьей оси. Таким образом, отделение Scania Buses & Coaches из Катринхольма предлагает современные модели, которые по конструкции и дизайну не уступают автобусам более крупных производителей. |