MAN Всемирно известный изготовитель грузовых автомобилей, немецкая корпорация MAN, выпускает не менее внушительную гамму всевозможных автобусов. Опыт по созданию многоместных машин общего пользования фирма развивает с начала 20-х годов, когда она начинала выпускать первые городские автобусы. С 30-х годов, параллельно с производством одних из наиболее крупных и тяжелых 8 мире 3-осных дизельных грузовых автомобилей, фирма MAN ввела в программу многоместные автобусы дальнего следования на их базе. Стремление к созданию наиболее крупных, мощных и вместительных автобусов сопровождает компанию MAN на всем протяжении ее деятельности. При этом вся ее продукция полностью отвечает наиболее жестким международным требованиям и нормам. Как крупнейшая компания по производству грузовиков и автобусов, фирма MAN на своем заводе в Зальцгиттере собирает целую гамму городских, междугородных и туристских автобусов, а также еще более многочисленную серию шасси, на которых специализированные фирмы устанавливают различные кузова собственного изготовления. Комплектные автобусы, включая все агрегаты, детали и типовые кузова, MAN создает самостоятельно, привлекая к этой работе лишь свои австрийские дочерние компании Steyr и OAF. Ряд перспективных и опытных кузовов для фирмы MAN разрабатывают специализированные, в основном итальянские компании. Кроме того, автобусы MAN собирают на нескольких зарубежных заводах, основным из которых является турецкий MANAS. В 1998 году фирмой MAN было собрано в общей сложности 4200 автобусов и шасси. Когда-то широкая автобусная программа компании MAN, менялась практически каждый год. Сейчас она постепенно сокращается и приобретает единый унифицированный внешний облик. После получения приза "Автобус 1994 года" за новую туристскую машину Lion's Star всю гамму стали называть "семейством льва". Дело в том, что почти все выпущенные после того приятного момента автобусы в той или иной мере повторяли не только "львиное" название, но и основные стилистические признаки новых машин. С другой стороны, ограничение рамок программы связано с постоянно вводимыми нормами, особенно многочисленными для пассажирских средств транспорта, на безопасность, экологическую чистоту. Звукоизоляцию, внешний шум, плавность хода, возможность перевозки инвалидов, наконец, наличие самых необходимых предметов быта и комфорта. Так из программы МАМ исчезли весьма неплохие автобусы, не способные вписаться в эти ограничения (сегодня большинство из них собирается в Турции или Польше). Из программы пропали 12 силовых агрегатов, не удовлетворявшие нормам Euro 1 и Euro 2, а также многочисленные механические трансмиссии. Фирма была вынуждена прекратить производство ряда экологически не слишком чистых городских моделей, снять с производства, не удовлетворявшие нормам безопасности, сочлененные междугородные и 2-этажные автобусы. Теперь в программе МАМ остались только 4 базовые серии в нескольких вариантах, в том числе ежегодно пополняющаяся новыми исполнениями "львиная" гамма, признанная одной из наиболее перспективных в Западной Европе. Для привода автобусов MAN служат всего 4 типа дизельных двигателей двух серий D08 и D28 вертикального или горизонтального расположения, с четырьмя клапанами на цилиндр, турбонаддувом и промежуточным охлаждением, удовлетворяющие нормам Euro 3. Серию DOS составляют 4- и 6-цилиндровые моторы рабочим объемом 4580 и 6371 см3 соответственно и мощностью 170-280 л.с., в наиболее популярную 6-ци-линдровую гамму D28 входят 14 разновидностей с рабочим объемом 11957 см3 и два двигателя в 12816 см3, предоставляющие выбор из 5 вариантов мощности от 260 до 460 л.с. На большинстве автобусов применяются сварные стальные рамнонесущие кузова с антикоррозионным покрытием, алюминиевой или стеклопластиковой облицовкой, многоступенчатые автоматические трансмиссии, пневматические подвески с электронным регулирование уровня кузова, дисковые тормоза, новые электронные системы управления и контроля. Главной новинкой в программе МАМ считается малый низкорамный 3-дверный городской автобус Ale полной массой 9,5 т. представленный осенью 2000 года на автосалоне во Франкфурте-на-Майне. Его разработка проводилась с 1997 года совместно с итальянской кузовной фирмой Autodromo. В заднем свесе автобуса установлен 4-цилиндровый дизель в 175 л.с. и автоматическая 3-ступенчдтая трансмиссия. Его габаритная длина - 7,5 м, ширина - всего 2200 мм, максимальная вместимость - 60 пассажиров (мест для сидения - 10-17). К особенностям нового автобуса следует отнести пневматическую подвеску с электронным управлением (передняя -независимая), дисковые тормоза всех колес, установку АБС и ASR, управляемые колеса с углом поворота 52°, приклеивающиеся к стальному каркасу алюминиевые и пластмассовые облицовочные панели. Второй новинкой является средний городской низкорамный автобус Midibus полной массой 22,5 т. в вариантах NM223 и NM283, с двигателями мощностью 220 и 280 л.с. соответственно. Он выпускается в трех вариантах длиной от 8,5 до 10,5 м и габаритной шириной 2350 мм. Общая вместимость - 80 пассажиров. Автобус создан путем укорачивания серийных 12-метровых автобусов серии ML с сохранением всех их достоинств. Новым техническим решением стала установка вертикально двигателя на собственном подрамнике, образующим легко съемный модуль, прикрепленный к несущему каркасу кузова четырьмя болтами. На автобусе применяются новый задний ведущий мост ZF портального типа, все дисковые тормоза, поворачивающиеся на угол 50 управляемые колеса, электронная система EBS для диагностики и контроля за работой тормозной системы, объединенная с АБС и ASR. Водитель может спокойно трудиться в полностью изолированной кабине. Управление и контроль за работой всех систем он осуществляет при помощи электронной системы NES. выводящей всю информацию на минимониторы и интегрированную с единым электронным процессором управления агрегатами автобуса. К ней относится также система CAN "кузовной электроники", следящая за работой дверей, освещения, сигнализации, отопления и т.д. В конце 90-х годов MAN создал обновленную унифицированную систему низкорамных 2-осных городских автобусов NL263, NL313 и NL363 длиной 12 м, оснащенных новыми более экономичными и экологически чистыми дизельными двигателями мощностью 260, 310 и 360 л.с. и автоматической 3-ступенча-той коробкой передач, интервал обслуживания которых достигал 60000 км. Учитывая эти достоинства, базовая модель NL263 получила титул "Автобус 1999 года". На этой основе было разработано семейство междугородных автобусов под индексом NLJ. длину которых довели до 13,7 м. В 2000 году появилась третья гамма, включавшая одиночные городские 3-дверные низкорамные модели NL263-15, NL313-15 и NL363-15 (6x2) длиной 15 м. Их 2-дверные варианты NU313 и NU363 были предназначены для междугородных маршрутов. При наличии около 50 посадочных мест они одновременно могут перевозить до 125 пассажиров, то есть столько же, что и сочлененные 18-метровые машины. Эти автобусы снабжены гидроусилителями основного рулевого управления и механизма привода задней неведущей оси с электронным управлением, всеми дисковыми тормозами с системами EBS. ABS и ASR. На их основе выпускаются сочлененные автобусы NG313 и NG363. Большинство из таких автобусов стали передвижными лабораториями для проверки возможности использования новых перспективных видов топлива и систем привода. Среди них электробус NM152E, автобус NL202DE с дизель-электрическим приводом, одиночные машины NL232 для работы на сжатом природной газе (CNG) и сочлененные автобусы, работающие на топливных элементах или на водородном топливе. Выпускаемая с начала 90-х годов туристская серия Lion's Star с моторами мощностью 400 и 420 л.с. пополнилась наиболее мощным исполнением с 12,8-литровым двигателем D2876 мощностью 460 л.с. и крутящим моментом 2100 Н'м, в режиме 1000-1300 об/мин. В последние годы был создан также упрощенный туристско-междугородный вариант RN353 Lion's Comfort с моторами мощностью всего 350 л.с., рассчитанный на перевозку 49-55 человек. С другой стороны "львиная серия" пополнилась туристскими вариантами особой комфортности - 2-осным Lion's Star Spezial и 3-осным Lion's Top Coach (6x2). В 2000 году в эту программу вошел 3-осный городской автобус Lion's City общей вместимостью 120 пассажиров. Кроме того, фирма MAN предлагает несколько типов 2- и 3-осных шасси (модели от 8.153HOCL до 24.420HOCL) для монтажа на них кузовов специализированных фирм. |